Предложения по налоговой донастройке были подготовлены совместно с Парламентом, регионами, бизнесом, экспертами, а также объединениями профсоюзов и работодателей
Закон, предусматривающий совершенствование налоговой системы, принят Госдумой в окончательном, третьем чтении, а также одобрен Советом Федерации .
Предложения по налоговой донастройке были подготовлены совместно с Парламентом, регионами, бизнесом, экспертами, а также объединениями профсоюзов и работодателей.
В основу налоговых новаций заложены принципы справедливости и сбалансированности, стимулирования инвестиционной активности, а также создания равных конкретных условий.
«Мы согласовали важнейшие стратегические изменения в налоговой системе. Сейчас самое главное справедливо распределить дополнительные ресурсы на реализацию задач, поставленных Президентом. Эта работа будет проводиться при подготовке и рассмотрении бюджета на предстоящую «трехлетку». Уверен, что вместе с депутатами и сенаторами сможем определить приоритетное направление использования этих средств», — обратился Министр финансов Антон Силуанов к парламентариям, поблагодарив их за совместную работу.
КЛЮЧЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ
1. НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
- Вводится пятиступенчатая прогрессивная шкала НДФЛ в зависимости от уровня доходов. В части прогрессии предусмотрены сбалансированные ставки НДФЛ, чтобы изменения затронули лишь 3% работающего населения с доходами от 2,4 млн рублей. Предельная ставка НДФЛ составит 22% на доходы свыше 50 млн рублей. При этом участников СВО изменения не коснутся. Для работников Крайнего Севера предусмотрено освобождение надбавок к зарплате от повышенного НДФЛ.
Важно, что предлагается одновременно снизить налоговую нагрузку для семей с детьми, которые в этом нуждаются, за счет компенсации части уплаченного НДФЛ по итогам года, чтобы его эффективная ставка составляла 6%.
- Также стандартные вычеты по НДФЛ на второго и третьего ребенка повышаются в два раза (2800 рублей в месяц на второго ребенка и до 6 000 на третьего и последующего).
- Налоговый вычет за сдачу нормативов ГТО и прохождение ежегодной диспансеризации составит 18000 рублей.
- Увеличен размер стандартного налогового вычета с 6000 до 12000 на каждого ребенка-инвалида до 18 лет (или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы).
- Для развития фондового рынка сохраняется предельная ставка 15% для отдельных видов доходов граждан.
- Ограничивается применение льгот по НДФЛ при реализации ценных бумаг со сроком владения более 5 лет для тех, чьи доходы превышают 50 млн рублей в год. В этом случае предельная ставка НДФЛ составит 15%.
2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КОРПОРАТИВНОГО СЕКТОРА
- Повышается налог на прибыль организаций до 25%. В то же время для стратегических отраслей и масштабных инвестиционных проектов усовершенствуются действующие налоговые механизмы поддержки инвестиций, а также создаются новые. Кроме того, сохраняются все действующие преференциальные режимы (СЗПК, СПИК, ОЭЗ, ТОР).
Бессрочно продлевается возможность применения инвестиционного налогового вычета и режима РИП для организаций, включенных в реестр.
Кроме того, вводится новый федеральный инвестиционный вычет. Конкретные параметры такого вычета будут определяться Правительством РФ.
Расширяются преференции для отраслей IT и радиоэлектроники.
- Устанавливается пониженная ставка по налогу на прибыль в размере 5% для ИТ – организаций до 2030 года;
- Предусматривается возможность применения для IT-компаний льгот при реорганизации в форме выделения;
- Для организаций радиоэлектронной промышленности расширяется перечень доходов, которые учитываются для применения пониженных тарифов страховых взносов.
- Предусматривается возможность применения к расходам на права пользования российскими программами для ЭВМ повышенного коэффициента 2, вместо 1,5.
- Регионам предоставляется право в 2025-2030 годах вводить пониженные ставки налога на прибыль для малых технологических компаний.
- Для централизованных религиозных организаций и входящих в их структуру религиозных организаций на 2025-2026 годы вводятся пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%.
- Также продлеваются на 2 года действие пониженных тарифов страховых взносов для НКО и благотворительных организаций.
- Повышаются ставки налога на прибыль процессинговых центров букмекеров.
- По рентным налогам предусмотрены изменения в отраслях, где уровни операционной рентабельности бизнеса в два и более раза превышают средние по экономике 10-12% — это производство минеральных удобрений, добыча железной руды, угля, золота и алмазов. При этом сохраняется их инвестиционный потенциал, даже после повышения налогов операционная рентабельность в этих отраслях остается выше 25%.
3. МАЛЫЙ БИЗНЕС
Чтобы у малого бизнеса была возможность масштабировать свой бизнес, а также в целях пресечения схем дробления бизнеса, уточняются параметры специального режима УСН для МСП.
Для развития малого бизнеса увеличиваются пороги УСН по доходам до 450 млн руб. и основным средствам до 200 млн. руб. Одновременно вводится обязанность по уплате НДС для предпринимателей с доходами более 60 млн руб.
Для плательщиков УСН с доходами до 60 млн рублей, в том числе при реализации подакцизной продукции, предусмотрено автоматическое освобождение от НДС.
Новые организации и предприниматели на УСН также освобождаются от уплаты НДС с даты их постановки на учет в налоговом органе.
Большую часть плательщиков УСН – 97% – изменения по НДС не затронут. Для остальных 3% будет предоставлена альтернатива по уплате НДС на выбор:
- либо по общему режиму 20% (10%, 0%) НДС со всеми вычетами
- Либо 5% и 7% в зависимости от размера доходов без права на вычеты (5% для доходов от 60 до 250 млн руб. и 7% НДС для доходов от 250 до 450 млн руб.)
- Одновременно будет предусмотрена амнистия для тех налогоплательщиков, кто готов начать работать «в белую» и отказаться от схем дробления бизнеса.
- Снижается нагрузка на труд для субъектов МСП в обрабатывающих секторах. Тарифы страховых взносов по выплатам в пользу физлиц свыше МРОТ для средних и малых обрабатывающих производственных компаний будут снижены с 15% до 7,6% (за исключением производства напитков, табачных изделий, кокса и нефтепродуктов, металлургического производства).
4. УСТРАНЕНИЕ СХЕМ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ
- Для пресечения схем уклонения от уплаты акциза при производстве алкоголя за счет использования медицинского спирта не по назначению, вводится акциз на фармсубстанцию спирта с одновременным предоставлением его полного вычета при целевом использовании, что позволит не допустить роста цен на лекарства. Для компаний, использующих менее 500 тыс. литров в год фармсубстанции, вычет будет предоставляться независимо от включения в перечень произведенной продукции и без необходимости предоставлять документы, подтверждающие целевое использование фармсубстанции.
- Вводится единый подход по возможности покупать с нулевой ставкой акциза только денатурированный спирт в целях его использования для производства парфюмерной продукции, продукции бытовой химии, полиграфических красок, гелей, кремов на гелиевой основе.
- Также для улучшения контроля на табачном рынке вводится акциз на жидкий никотин с одновременным предоставлением сырьевого вычета при производстве никотинсодержащей продукции.
5.НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ РЕГИОНОВ
Законом предусмотрены меры по увеличению налоговых доходов регионов, расширению их налогооблагаемой базы.
В частности, «туристический сбор» будет преобразован в «туристический налог». Местные власти будут определять налоговую ставку в рамках допустимой, предложенной законом, устанавливать льготные категории в зависимости от сезона и категории средства размещения туристов. При этом устанавливается верхний предел ставки, превысить который местные власти не смогут – ставка не может быть выше 5% от стоимости проживания (но не менее 100 рублей за сутки). Ставка будет расти постепенно, начиная с 1% в 2025 году и прибавляя по 1% в год до 2029 года.
Также субъекты РФ и муниципалитеты наделяются большими полномочиями по налогообложению дорогостоящих объектов недвижимого имущества и земельных участков, стоимостью свыше 300 млн рублей. Предлагается дать им право повышать ставки на объекты стоимостью свыше 300 млн рублей. По налогу на имущество предельную ставку предлагается поднять с 2% до 2,5%, по земельному налогу с 0,3% до 1,5%. При этом субъект будет самостоятельно решать, какую ставку установить.