УСН «ДОХОДЫ - РАСХОДЫ»: КАК ЗАКОННО УМЕНЬШИТЬ НАЛОГОВУЮ БАЗУ

Упрощенная система налогообложения (УСН) «доходы - расходы» является одним из наиболее популярных видов налогообложения для МСП. Основным преимуществом этой системы является возможность уменьшения налоговой базы за счет вычета затрат, связанных с ведением бизнеса. Обычно ее советуют выбирать предпринимателям, у которых высокая себестоимость товаров/услуг и затраты составляют больше 60%.

За счет снижения налоговой базы предприниматель платит налог фактически с прибыли, а не дохода. Однако не все расходы подходят для списания. Существуют ограничения, закрепленные на законодательном уровне. Уменьшить налоговую базу можно только, если расход попадает в специальный перечень.

Важно учитывать только те затраты, которые могут быть вычтены из налоговой базы. К ним относятся:

  • Расходы на приобретение основных средств и нематериальных активов
  • Материальные затраты на приобретение сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) плюс коммунальные услуги
  • Расходы на оплату труда: заработная плата сотрудников, страховые взносы, премии, выплата пособий по временной нетрудоспособности и пр.
  • Арендные платежи, включая аренду помещений, оборудования, в том числе используя лизинг
  • Услуги сторонних организаций: бухгалтерские, юридические и др.

Если налоговики при проверке усомнятся в нужности расхода для бизнеса, а предприниматель не сможет обосновать его, этот расход могут снять и доначислить налог. Так, нельзя учесть при УСН представительские расходы руководства, организацию корпоратива для сотрудников, новогодние подарки для их детей.

Первый и наиболее важный шаг к уменьшению налоговой базы заключается в тщательном документировании всех бизнес-расходов. Налоговое законодательство требует первичные документы для признания затрат. Это могут быть счета-фактуры, торговые накладные, кассовые чеки и договоры. Все расходы должны быть подтверждены соответствующими документами.

Если бизнес использует основные средства, то у предпринимателя есть возможность уменьшить налогооблагаемую базу за счет амортизации. Это позволяет распределить стоимость актива на срок его службы, тем самым уменьшая налогооблагаемую прибыль. Важно выбрать правильный метод амортизации и вести соответствующий учет. Также уменьшить расходы помогает анализ затрат, который поможет выявить ненужные и оптимизировать бизнес-процессы.

На УСН «расходы минус доходы» надо учитывать, что совсем не платить налог не получится. На этой системе налогообложения есть понятие «минимальный налог». Он составляет 1% от дохода. Его нужно заплатить при любом раскладе, даже если учитываемых расходов было больше, чем доходов.

Поэтому предприниматель по итогам года считает две суммы налога. Первая – разница между доходами и расходами умноженная на налоговую ставку - 15% (в регионе в зависимости от вида деятельности может действовать другая). Вторая – выручка, умноженная на 1%.

Сравнив полученные результаты, предприниматель платит ту сумму, которая оказалась больше.

Уменьшение налоговой базы в рамках УСН «доходы - расходы» возможно и законно. Это требует системного подхода к учету расходов, оптимизации бизнес-процессов, порядка в документообороте. Также усложняется ведение бухгалтерии. Важно не перепутать баланс, проводки, дебет/кредит. Поэтому предприниматели на этой системе налогообложения чаще пользуются услугами бухгалтера, т.к. самостоятельно вести учет становится уже довольно сложно.

Источник: https://мсп.рф/services/news/detail/usn-dokhody-raskhody-kak-zakonno-umenshit-nalogovuyu-bazu/

5 ноября 2024 15:00 41