Минфин и Банк России разработали проект, предусматривающий изменение механизма господдержки бизнеса: часть бюджетных средств, которые сейчас направляются на субсидирование льготных кредитов Минпромторга и Минсельхоза, планируется направлять компаниям, привлекающим финансирование через публичное размещение акций (IPO и SPO).
Проект привязан к документу ЦБ «Основные направления денежно-кредитной политики на 2026–2028 гг.».
ЦБ подчеркивает, что механизм необходимо запустить в 2026 году, и рассчитывает на быстрое принятие распоряжения правительством. Приоритет получат проекты, соответствующие таксономии — направлениям развития, признанным стратегически важными для экономики.
ЦБ впервые предложил субсидировать компании, выходящие на рынок капитала, еще в сентябре 2024 года. В качестве альтернативы льготному кредитованию регулятор предлагает компенсировать компаниям часть затрат, связанных с размещением акций. Речь идет о разовой субсидии, а не о постоянной поддержке, как в случае кредитов.
Помимо субсидий, ЦБ предлагает дополнительные стимулы:
— налоговые льготы на прибыль для компаний, разместивших не менее 15% акций в свободном обращении;
— приоритетный доступ к госзакупкам, гарантиям и бизнес-инфраструктуре.
Для малого и среднего бизнеса уже действует механизм компенсации части затрат на размещение акций и облигаций на бирже, если компания работает в приоритетных секторах — от обрабатывающих производств до IT и здравоохранения.
По данным ЦБ, в рамках стимулирующего регулирования таксономии с апреля 2023 года выдано более 1 трлн руб. кредитов, из них 400 млрд руб. — за первые девять месяцев 2025 года. С августа 2025 года стимулирование распространяется и на облигации.
Эксперты отмечают ряд преимуществ новой модели. В отличие от льготного кредитования, субсидирование IPO не разгоняет кредитование и не оказывает инфляционного давления, поскольку не увеличивает долговую нагрузку компаний. Государство дает поддержку на вход, далее бизнес развивается за счет рынка.
Однако есть и риски: рынок может не оценить компанию как привлекательную, и результат размещения не гарантирован. Кроме того, субсидии поддерживают компанию, а не конкретный проект — что может снизить адресность мер.




