шапка сайт прозрачный.png
Администратор:+7(921)778-62-13
Горячая линия:+7(921)436-06-50
Горячая линия: +7(81379)3-18-62
Меню
ГлавнаяНовостиКОМПАНИИ НАНИМАЮТ МОЛОДЫХ, НО НЕ МОГУТ ИХ УДЕРЖАТЬ

КОМПАНИИ НАНИМАЮТ МОЛОДЫХ, НО НЕ МОГУТ ИХ УДЕРЖАТЬ

Хотя три четверти российских промышленных компаний тратят на адаптацию каждого нанятого новичка несколько десятков тысяч рублей, только четверти заводов (24%) удается удержать большую их часть на срок дольше года.

 К такому выводу пришли эксперты компании «Поток», обобщив результаты опроса предприятий. При этом на существенной доле заводов (43%) ответственность за адаптацию новичков размыта, что может объяснять низкую эффективность таких программ.

Треть российских промышленных компаний может удержать только половину приходящих к ним новых сотрудников, следует из данных исследования компании «Поток». В основе исследования — онлайн-опрос представителей компаний, в котором приняли участие 102 производственных предприятия. Среди респондентов: HR (81%), руководители направлений (12%), топ-менеджеры (5%) и собственники бизнеса (2%).

Программы онбординга (адаптации новых сотрудников) сейчас есть у 75% российских предприятий.

Четверть заводов не имеют программ системной адаптации, но 18% планируют внедрить ее в течение года. Почти половина компаний, которые адаптируют производственников, обходятся без цифровых инструментов, 20% — комбинируют цифровые и традиционные подходы, а 7% — полностью перевели адаптацию в онлайн. Самым популярным цифровым инструментом для погружения новичка является мессенджер (62%), а на втором месте — корпоративный портал (56%). Специализированные цифровые сервисы для адаптации применяются пока только в 15% компаний-производителей.

О стоимости своих адаптационных программ смогло сообщить существенно меньше компаний — только 13%. Из них большинство (9%) выделяют до 100 тыс. руб. на одного новичка, 2% производств — от 100 тыс. до 500 тыс. руб., еще 2% — более 500 тыс. руб.

71% респондентов уверены, что ключ к успешной адаптации новичка — наставник. Также в компаниях отмечают, что адаптация проходит эффективнее при наличии четкого плана (50%), если компания собирает обратную связь (46%) и использует дополнительные практики: welcome-боксы (40%), программы пребординга (37%) и т. п. Напротив, наибольшей проблемой большинство (60% руководителей) считают отсутствие времени на работу с новичками у наставников и начальства. Также негативными факторами являются неэффективная коммуникация (45%), психологический дискомфорт (30%), отсутствие обратной связи и сложности в технологических процессах (по 29%).

Как сообщили респонденты, лишь у почти четверти заводов (24%) практически все новички остаются на срок дольше года.

У 27% предприятий удерживается примерно половина сотрудников (50–80%), а у 5% — испытательный срок успешно проходит меньше 10% новичков. Чаще всего, по мнению компаний, они уходят из-за несовпадения ожидания от должности и реальности (60%), потому что не справляются с объемами работы (43%) и поскольку оказываются недостаточно компетентны (28%). Также в топе — уход по причине «не вписываюсь в корпоративную культуру» (26%).

Несмотря на такие результаты онбординга, на существенной доли предприятий (43%) ответственность за адаптацию новичков размыта. Так, 41% участников исследования считают, что это «общее дело» — от наставника и руководителя до HR и самого новичка. 23% называют ключевым лицом руководителя, 15% считают, что это дело HR, а 11% — наставника.

С учетом того, что за последние два года численность молодых работников сократилась на 1,3 млн человек, в перспективе конкуренция компаний за их привлечение и удержание будет только расти, считает руководитель по развитию персонала и бренда работодателя компании «Сибур» Мария Алексеева. Поэтому продвинутые компании начинают борьбу за молодых специалистов, пока еще те находятся в школах и вузах, давая им возможность заранее познакомиться с производством и ценностями потенциального работодателя, добавляет начальник Центра бренда работодателя и развития человеческого капитала Станислав Сугак.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/8097648

6 октября 2025 12:00 84