ГОСДУМА ОДОБРИЛА НОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СЛОВ

Госдума приняла во втором и третьем чтениях законопроект о защите русского языка. Он ограничивает использование иностранных слов на вывесках, в названиях жилых комплексов и т.п.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 марта 2026 года и добавит новые ограничения по использованию англицизмов (их документ касается в первую очередь). Уже сейчас обязательными сферами использования русского языка являются образование, средства массовой информации, реклама, проведение культурно-массовых мероприятий, напомнила председатель Комитета Госдумы по культуре Ольга Казакова.

Новый закон, по ее словам, добавляет сюда информационные знаки, а также вывески. Они обязательно тоже должны быть выполнены на государственном языке. Казакова привела примеры - это такие слова, как "закрыто" и "открыто", "распродажа", "цены", "вход", "выход" и т.п. Их часто пишут на английском.

Однако глава профильного комитета уточнила, что закон не ставит задачу бороться с другими языками. "Его цель - поддержать и укрепить использование русского языка как государственного, - добавила парламентарий. - Ранее на Совете по поддержке русского языка президент России Владимир Путин обратил внимание на то, что необходимо избавляться от механического использования иностранных слов там, где они не нужны".

"Информация для потребителей должна быть доступна на русском, а уже затем, по желанию продавца, может дублироваться на других языках, - уточнил в комментарии "РГ" ее коллега по фракции "Единая Россия" Никита Чаплин. - Это особенно важно для защиты прав граждан - каждый должен понимать, что написано на вывеске магазина или в рекламном объявлении". По его словам, до сих пор в торговле популярны такие обозначения как "sale", "coffee", "open" - теперь тем, кто очень хочет заманивать покупателей такими словами придется их переводить. Причем надпись на русском должна быть равнозначной по размещению и техническому оформлению, указано в законе. Согласно тексту одной из поправок ко второму чтению, данные нормы не будут применяться к случаям использования фирменных наименований и товарных знаков. То есть они могут быть на иностранном.

Также в законе есть норма, которая касается жилых комплексов и иных зданий. Их названия должны быть выполнены на русском языке. "В последние годы появилась тенденция называть новостройки иностранными словами - "Green Valley", "River Side" - что создает ощущение чужеродности в наших городах, - привел примеры Чаплин. - Теперь застройщики будут обязаны использовать кириллицу, что сделает городскую среду более гармоничной и узнаваемой". Еще один депутат от ЕР Алексей Говырин сказал "РГ", что такая норма актуальна, если речь идет о рекламе новых объектов недвижимости. "Однако это не касается уже построенных жилых комплексов, - уточнил парламентарий. - В целом это поможет избежать путаницы и недопонимания среди покупателей и жителей".

Между тем научное сообщество уже подготовило четыре актуальных словаря, куда включены иностранные слова, которые сегодня являются частью современного литературного русского языка. То есть допустимы для использования без перевода. "Их пока можно найти на сайте Института русского языка имени В.В. Виноградова. К концу года их включат в Федеральный национальный словарный фонд, над которым сейчас работает Министерство образования и науки", - пояснила Ольга Казакова.

Источник: https://rg.ru/2025/06/17/gosduma-odobrila-novye-ogranicheniia-dlia-ispolzovaniia-inostrannyh-slov.html

18 июня 2025 11:00 110