С 1 сентября 2024 года сельхозпроизводители будут обязаны предоставлять доказательства качества для размещения на упаковках своих товаров маркировок «био» и «эко».
Ранее правило распространялось только на формулировки «органик» и «органический», но 367-ФЗ расширил список определений. Законом предусмотрен и ряд исключений. Например, слово «зеленый» должно использоваться для обозначения цвета или степени созревания продукта (касается фруктов и овощей), а словосочетание «зеленый эталон» можно будет использовать для маркировки товаров с улучшенными характеристиками.
Для использования этих и схожих по значению слов производители должны будут заручиться сертификатом, подтверждающим их право на изготовление органической продукции. После прохождения добровольной сертификации, производителя органической продукции включат в реестр Министерства сельского хозяйства.
Эксперт Контур.Эльбы Екатерина Дегтяренко добавляет, что кроме добровольной сертификации соответствия стандарту органической продукции, в России есть и частные независимые системы сертификации пищевых и непищевых товаров. К примеру, «Листок жизни» от Экологического союза - маркировка эко-продукции, признанная на международном уровне. Она не заменит маркировку с надписью ORGANIC (белый лист на зеленом фоне), но покажет, что перед покупателем продукт без вредных веществ, при производстве которого перерабатывают или используют вторично большую часть отходов.
Пройти сертификацию могут только производители экологически чистых продуктов, поэтому кандидатам запрещается в ходе изготовления смешивать органическую и неорганическую продукцию, использовать пестициды, гормоны роста, а также применять генную инженерию.
«Тем, кто по каким-то причинам не может обзаветись лицензией на производство органики, использовать подобную маркировку не стоит. Достаточно использовать нейтральные формулировки – «не содержит красителей и консервантов», «без ГМО», - но только в том случае, если они соответствуют действительности», — советует Дегтяренко.
В противном случае, несертифицированную продукцию будут снимать с продажи, если она была выпущена после вступления закона в силу.
Причина повышенного внимания государства к органической продукции очень проста - количество товаров на полках магазинов растет, но далеко не все производители действуют честно. Например, они добавляют на упаковку логотипы несуществующих органических сертификатов или приписывают продукту характеристики, которым тот не соответствует. Всё это - приемы гринвошинга, «зеленого» маркетинга, при помощи которого недобросовестные компании играют на желании покупателей приобретать качественные товары и делать осознанный выбор без вреда для экологии.
Закон «Об органической продукции» был принят в 2020 году и за это время спрос на органическую продукцию заметно вырос. Увеличился реестр производителей: сегодня в России насчитывается 105 предприятий органического производства, которые входят в список Национального органического союза. Повысился интерес и самого потребителя к здоровым продуктам питания. Органический рынок в России на 80% заполняется импортной продукцией и только на 20% отечественной. Во многом это связано лишь с тем, что российские предприятия не занимаются оформлением сертификатов зарубежного образца.
Источник: https://мойбизнес.рф/novosti/news/kto-iz-agrariev-smozhet-poluchit-zelenyy-etalon/