Товарный знак (или на западный манер Торговая марка) – это обозначение, которое служит для индивидуализации товаров и услуг.
Товарный знак помогает бизнесу выделять те или иные товары и услуги на рынке, а клиентам он помогает не путать бренд с другими.
Сегодня правообладателем товарного знака может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. В качестве исключения позволяется регистрировать в России товарные знаки на физических лиц, но только если они являются иностранными гражданами.
Но летом 2023 года всё изменится.
Еще в июне 2022 года был подписан
Федеральный закон от 28.06.2022г №193-ФЗ.
Он позволяет физическим лицам (в том числе самозанятым) регистрировать товарные знаки и быть их правообладателями.
Закон вступит в силу в конце июня 2023 года.
Зачем нужен товарный знак? В первую очередь, конечно, для защиты бренда. Стоит отметить, что сегодня далеко не всегда товарный знак совпадает с наименованием компании-правообладателя. Самый показательный случай, на мой взгляд, это бренд Билайн. Оператор связи называется ПАО «Вымпелком», но действуют они под товарным знаком Билайн. Сведения о регистрации можно
посмотреть тут.
Если бренд не зарегистрирован в качестве товарного знака, то любая другая компания или предприниматель смогут зарегистрировать его на себя. Это могут быть и Ваши конкуренты, и
интеллектуальные рейдеры - недобросовестные лица, которые выявляют незарегистрированные обозначения, регистрируют их на себя, а затем вымогают у предпринимателей деньги за возможность использования своего же названия или логотипа.
Если Вы зарегистрировали товарный знак, то Вы можете:
запрещать использование товарного знака третьим лицам
через суд или в досудебном порядке требовать выплаты денежной компенсации за незаконное использование товарного знака
выдавать лицензии на использование товарного знака
продавать франшизы
увеличить стоимость Вашей компании, так как товарный знак является нематериальным активом
Существуют товарные знаки и знаки обслуживания:
• Товарный знак служит для обозначения товаров.
• Знак обслуживания служит для обозначения работ и услуг.
Правила, относящиеся к товарным знакам, распространяются и на знаки обслуживания, поэтому обе категории обычно называют товарными знаками.
Сегодня самозанятые для индивидуализации своих товаров, работ и услуг могут использовать только логотипы и названия, которые не подлежат какому-либо юридическому регулированию. В лучшем случае удастся отстоять права на логотип как на объект дизайна.
С середины лета 2023 года товарные знаки смогут регистрировать и самозанятые и просто физические лица. Это поможет обеспечивать надежную защиту бренда. Ответственность за нарушение прав на товарный знак суровая, вплоть до уголовной.
Источник:
https://zakon.ru/blog/2022/11/17/tovarnyj_znak_dlya_samozanyatyh_i_prostyh_fizicheskih_lic
ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ ПРИВЕДЕН В СООТВЕТСТВИЕ С ГК
Приказ Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2023 г. № 134 "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 20 июля 2015 г. № 482»
Изменениями в ГК разрешено регистрировать товарные знаки на имя граждан, включая самозанятых. В товарном знаке нельзя использовать обозначения, способные ввести в заблуждение потребителя относительно места производства товара. Запрещено регистрировать в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие или имитирующие охраняемое географическое указание или наименование места происхождения товара. Разграничены ситуации, при которых регистрация обозначения в качестве товарного знака проводится в отношении однородных или неоднородных товаров.
Соответствующие изменения Минэкономразвития внесло в правила подачи документов для регистрации товарных знаков. Обновлены формы используемых документов.
Изменения вступят в силу одновременно с поправками к ГК.
Источник:
http://ipcmagazine.ru/news/6864-news5350