Новый этап цифровой маркировки минеральной и питьевой воды, в рамках которого все магазины, торгующие этой продукцией, должны сканировать ее коды маркировки при продаже через кассы и фиксировать вывод из оборота, начинается в РФ с 1 марта 2023 года. Об этом говорится в сообщении оператора маркировки Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).
"С сегодняшнего дня все магазины, торгующие минеральной и питьевой водой, должны сканировать коды маркировки этой продукции при продаже через кассы и фиксировать вывод из оборота. Аналогичная система уже внедрена для торговли табачной, молочной продукцией и ряда других товаров", - отмечается в сообщении.
Как пояснили в пресс-службе оператора, благодаря маркировке рынок упакованной воды уже "обелился" на 15%. Воду в России производят 1 тыс. 267 предприятий, из них 185 компаний до введения маркировки осуществляли производство, но не подавали сведения ни в один государственный орган. После внедрения маркировки они "вышли из тени", начали работать в легальном поле. При этом маркировка упакованной воды, как и в других категориях, не оказала хоть сколько-нибудь заметного влияния на цену товаров и темпы производства.
"Продажа продукции через кассы - один из важнейших этапов внедрения цифровой маркировки. Благодаря этому замыкается полная цепочка прослеживаемости движения товаров. То есть с этого момента защита потребителей становится максимальной, так как продать немаркированную продукцию невозможно. На текущий момент мы видим, что подавляющая часть розницы во всех регионах России готова к торговле маркированной продукцией: подавляющее большинство магазинов уже успешно продает другие товары с маркировкой, все бизнес-процессы уже настроены", - сказал заместитель генерального директора ЦРПТ Реваз Юсупов, слова которого приводятся в сообщении.
Позиция бизнеса
Производители, как и их контрагенты, готовы к новому этапу маркировки упакованной воды. Так, полную готовность подтвердили в компании "Холдинг Аква". Как отметил генеральный директор группы компаний "Холдинг Аква" Святослав Вильк, слова которого также приведены в сообщении, маркировка уже стала одним из механизмов помощи при выборе воды. "Важно, чтобы потребитель мог правильно идентифицировать продукт, купить именно то, за чем пришел в точку продаж, а не был обманут недобросовестными игроками рынка. Выбытие на кассах сформирует полную цепочку прослеживаемости от производителя до покупателя. Надеемся, что с внедрением маркировки в полном объеме, ситуация с нелегальной и фальсифицированной продукцией на рынке питьевой воды существенно улучшится, а в дальнейшем - будет полностью решена", - сказал он.
Согласны с ним и на "Очерском заводе напитков". "После внедрения маркировки продажи воды под нашими товарными знаками увеличились на 10%, в настоящее время продолжаем наращивать объемы выпуска", - прокомментировал инженер по системе менеджмента качества "Очерского завода напитков" Денис Лоханин, слова которого приводит ЦРПТ.
Позиция розницы
В Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), участниками которой являются крупнейшие торговые сети России, ТАСС сообщили, что все крупные федеральные сети полностью готовы к новому этапу маркировки бутилированной воды, продажу которой нужно теперь отмечать на кассе. "Все члены АКОРТ имеют огромный опыт работы с маркированными товарами. В их числе - молочная продукция, табак и другие, всего более пяти категорий. Все процессы уже настроены, сети на 100% подготовились и к введению новых правил для упакованной воды и готовы корректно передавать информацию об обороте маркированной воды. Отдельные компании уже осуществляют вывод такой продукции из оборота в соответствии с новой процедурой. Никаких задержек при продаже напитков с 1 марта не прогнозируем", - рассказала сопредседатель комитета по цифровым инициативам АКОРТ Анна Орлова.
О цифровой маркировке
Цифровая маркировка упакованной воды введена в России с 2021 года. С 1 декабря прошлого года она стала обязательной для минеральной воды, с 1 марта 2022 года - для прочих категорий питьевой воды. С 1 ноября 2022 года бизнес обязан передавать данные о движении маркированной воды через электронный документооборот. В настоящее время цифровая маркировка также распространяется на молочную продукцию, табак, лекарства, обувь, товары легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты.
Источник: https://tass.ru/ekonomika/17165083