Сотрудники обретают самостоятельность и переходят на неформальный тип занятости
Число неформально занятых в России достигло рекорда за последние восемь лет. По данным Росстата, почти 16 млн человек в стране работают в статусе ИП, самозанятого либо трудятся на организацию, не имеющую статуса юрлица. В третьем квартале показатель прибавил 12% году к году, пишет РБК. Доля неформально занятых в числе всех трудоустроенных лиц достигла 20%. Как поясняют эксперты, чаще всего это «синие воротнички» из сферы торговли и авторемонта. На втором месте сельское и лесное хозяйство, а также охота и рыболовство.
При этом самозанятых в России, как следует из официальных данных, сейчас более 10 млн человек. За два года их число удвоилось. Во многом благодаря этому вырос уровень неформальной занятости. Сам тренд связан с политикой работодателей, поясняет профессор Финансового университета Александр Сафонов: «Неформальный рынок труда — это взаимоотношения через гражданско-правовой договор и частично без всякого оформления договорных отношений. Речь идет в первую очередь о самостоятельной деятельности.
Сапожник, специалист, который ремонтирует квартиру, нотариус, у них есть определенные налоговые статусы. В статистику попадают все те, кто видны. Те же самые самозанятые — это почти 10,5 млн. человек. Когда создали этот статус, считалось, что в него войдут те, кто занимаются теневой занятостью. Но работодатели почувствовали, что это замечательная форма трудоустройства.
Такси — классический случай: ни один работодатель не хочет брать таксиста или курьера по трудовому договору, за редким исключением. Первой причиной, чтобы работодатель стал экономить, стало состояние экономики, второй — налоговая база. Тех, кто самостоятельно ушел на вольные хлеба, я бы оценил в половину от тех, кто определяется Росстатом как неформальный бизнес. Это значит взять все риски на себя, таких людей, как правило, минимум в любой стране.
Когда мы говорим о неформальной занятости, важно понимать, через какой период времени государство столкнется с бедностью людей, вышедших на пенсию. Причины в том, что неформальная занятость не формирует у вас пенсионный стаж».
Часть экспертов, как пишет РБК, объясняют тренд «увеличением доли теневого сектора на фоне высокой инфляции». В то же время в Росстате подчеркивают, что речь не идет о случаях умышленного ухода от налогов: товары и услуги в неформальном сегменте реализуются законно. Некоторые социологи в беседе с “Ъ FM” отметили, что исследования Росстата в сфере неформальной занятости не полностью отражают ситуацию в экономике из-за методологии подсчета.
Так или иначе, потенциал роста этого сегмента ограничен, считает директор Центра социально-экономических исследований Финансового университета Алексей Зубец: «В значительной степени это связано с ростом потребительского сектора, с развитием торговли и всякого рода доставки, это малые формы бизнеса, которые предполагают достаточно высокую автономность сотрудников.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/7346514